Путешествия

История планировки и застройки Москвы

История планировки и застройки Москвы — тема необъятная, ей посвящены сотни научных трудов. В этой статье речь пойдет о Москве советской, о тех повседневных задачах, которые решают архитекторы в масштабах одного из самых больших городов мира.

«Москва — это больше, чем столица Советского государства. Москва— это идея, охватывающая всю нашу культуру во всем ее национальном движении. Слова писателя А. Н. Толстого полностью применимы и к архитектурному облику столицы, который на протяжении столетий сохранил своеобразие и неповторимость художественного образа.

Коренные преобразования в застройке столицы, ее бурный рост произошли после Великого Октября. Уже более 20 лет город ежегодно получает по 3—4 миллиона квадратных метров новой жилой площади. За годы Советской власти возведено пять таких городов, какой была дореволюционная Москва. Возникли новые крупные жилые районы: Чертаново, Ясенево, Строгино и другие, каждый из которых по численности населения равен крупному областному центру.

Рост города шел по научно разработанному Генеральному плану развития Москвы, принятому Советским правительством в 1971 году и рассчитанному на два десятилетия. План предусматривал дальнейшее формирование Москвы как крупнейшего административно-политического, промышленного и культурного центра, в нем должны найти свое воплощение идеи социального и научно- технического прогресса Советского государства.

Дворец спорта Олимпийский

За последние годы в столице возведены оригинальные сооружения, формирующие образ социалистического города. Большие работы осуществлены по развитию сети спортивных сооружений в связи с проведением в Москве Олимпиады-80: построены крытый универсальный стадион на проспекте Мира, велотрек и гребной канал в Крылатском, Дворец спорта «Олимпийский».

Построено и реконструировано несколько театральных зданий, в том числе — МХАТ на Тверском бульваре, цирк и Детский музыкальный театр на проспекте Вернадского, киноконцертный зал гостиницы «Россия», Культурный центр Олимпийской деревни, здание Государственной картинной галереи у Крымского моста.

Театр Современник

Получил новое помещение театр «Современник», закончилась реконструкция Театра на Таганке и Театра зверей имени В. Л. Дурова. В ближайшее время начинаются работы по реконструкции старейшего Московского цирка на Цветном бульваре. Новая застройка в Москве ведется с бережным сохранением сложившейся части города. Более завершенный вид приобрели площади Пушкина, Никитских и Кропоткинских ворот, Маяковского.

После строительства второй очереди гостиницы «Москва» полностью определились ансамбли площадей Революции и Свердлова. Близки к окончанию работы на Тургеневской площади и площади Ленина у Павелецкого вокзала. В предсъездовские дни, в канун 68-й годовщины Октября столица обогатилась новым скульптурно архитектурным ансамблем: на обновленной Октябрьской площади открыт памятник Владимиру Ильичу Ленину.

Ленин — вождь Октября

Идея памятника: Ленин — вождь Октября. В скульптурной группе изображены рабочий, солдат и матрос, с ними в едином революционном порыве идут восставшие угнетенные народы России. Связующее звено композиции — революционное знамя, высоко развевающееся над головами людей, идущих за революцией. На его фоне — фигура женщины, символ свободы.

Для создания художественной связи монумента с Кремлем и Красной площадью архитектурные детали его выполнены из красного и серого гранита, замощение — из черной брусчатки. В Генеральном плане развития Москвы особое внимание уделяется вопросам охраны, реставрации и использования памятников архитектуры, органическому сочетанию с ними новой застройки. Особую актуальность эта проблема приобретает в наши дни.

Храм Василия Блаженного

Москва — древний город. Сейчас на его территории несколько тысяч зданий составляют историческую градостроительную среду, под государственной охраной находится 566 памятников архитектуры. За последние 15 лет выполнены ремонтно-восстановительные и реставрационные работы по 430 из них, в том числе такие крупнейшие и уникальные объекты, как ансамбль Московского Кремля, храм Василия Блаженного, церковь Покрова в Филях, ансамбль бывшего Новодевичьего монастыря, Большой театр, Колонный зал Дома союзов.

Большой театр

В развитие идей генерального плана установлены границы девяти заповедных зон, создаваемых в пределах Садового кольца. Сейчас разрабатываются проекты их планировки и благоустройства, создания в центре города пешеходных зон. В прошлом году закончились работы первой очереди по организации пешеходной зоны улицы Арбат: получила новую жизнь одна из самых популярных улиц в историческом ядре города.

Важнейшее значение в реализации генерального плана принадлежит формированию зеленых пространств столицы — парков и скверов, развитию и реконструкции существующих. Сооружены новый «Парк искусств» на Крымской набережной, спортивные парки в Крылатском и Нагатинской пойме, парк у Борисовских прудов, скверы на Щелковском шоссе, Октябрьской и Киевской площадях и площади Пушкина, Самаркандском бульваре в Волгоградском районе.

«Парк Музеон» на Крымской набережной

Генеральный план сам по себе открывал широкие возможности для пропаганды наиболее длительных и коренных принципов и лозунгов марксизма, о которых говорил Владимир Ильич Ленин, выдвигая идею плана монументальной пропаганды в 1918 году. Этот план, осмысленный в новых условиях широкого строительства в Москве, развивается по нескольким направлениям.

Одно из них — создание монументов и памятников на площадях, магистралях, бульварах и парках. Размещение их происходит на специально продуманных местах. Так, на ожерелье площадей и скверов ближайшего к Кремлю кольца возводятся памятники событиям и лицам,имеющим политическое и историко-революционное значение. Бульварное и Садовое кольцо включают памятники деятелям советской культуры и науки.

площадь Победы с Триумфальной аркой

Направление проспектов Калинина — Кутузовского — Можайского шоссе посвящается военно-патриотической теме: Бородинский мост, обелиск «Москва — город-герой», Бородинская панорама с памятником М. И. Кутузову, площадь Победы с Триумфальной аркой, парком и будущим мемориалом Победы на Поклонной горе.

Произведения монументального искусства призваны не просто украшать город: в них живет память о прошлом, об исторических событиях, великих людях. Именно поэтому они должны находить правильное место в застройке в соответствии с архитектурным окружением. Памятники К. Марксу, Н. К. Крупской, Р. Зорге, Ф. Э. Дзержинскому создают вокруг себя особую художественную атмосферу — им найдено точное место в городе и создано соответствующее архитектурное окружение.

Особое значение в Москве имеют памятники, посвященные Великой Отечественной войне. Это монументы и просто памятные знаки:

  • в честь защитников Москвы в районе Зеленограда;
  • трогательно-щемящий памятник героям- школьникам у Никитских ворот — пример того, как скромное произведение может глубоко взволновать своей искренностью;
  • Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата.

Все эти произведения замечательных наших мастеров монументальной скульптуры создали в Москве особую атмосферу искусства, остро затрагивающую мысли и чувства современников.Московское метро

Московский метрополитен с самого начала стал средоточием пластических искусств, где лучшие советские архитекторы, художники, скульпторы, декораторы смогли подняться до высот подлинного творчества. Достаточно назвать имена А. Дейнеки, П. Корина, А. Душкина, И. Фомина, Д. Чечулина, А. Щусева, Г. Захарова, В. Мухиной.

Эстафету своих талантливых предшественников продолжает новое поколение архитекторов и художников. За последние годы удачные произведения монументального искусства появились на станциях: «Нагатинская», посвященные древней Москве, «Пушкинская», где продолжена лирическая линия опекушинского памятника.

Значительное место в эстетическом формировании городской среды отводится монументальной живописи. Примеров интересных, талантливых произведений в Москве много. Панно на здании СЭВа и кинотеатре «Октябрь», монументальная мозаика на библиотеке 2-го медицинского института. Выполнено также много монументальных фресок, росписей, мозаик, витражей в различных интерьерах общественных зданий.

фрески Успенского собора кремля

Это мозаичное панно «История русской и советской печати» в холле нового помещения «Известий», флорентийская мозаика в фойе Культурного центра Олимпийской деревни на тему «Культура, искусство, театр» и серия панно в Центре международной торговли. В то же время, отметим, наши предки смелее выходили своим искусством на площади и улицы города.

Стоит упомянуть блестящие фрески Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов в Кремле, которые и сегодня смотрятся свежо и впечатляюще. Или майоликовые панно М. Врубеля на зданиях гостиниц «Метрополь» и «Националь», оформление Ярославского вокзала (архитектор Ф. Шехтель).

Положительно сказывается на облике города и его истории и культуры такой замечательный жанр монументального искусства, как мемориальные доски, посвященные выдающимся революционерам, деятелям науки, искусства, военачальникам. Несмотря на небольшие размеры, мемориальные доски в столице занимают видное место.

Только с 1971 года их установлено более 300. Именно своим количеством и высокими художественными особенностями они оказывают значительное влияние на эстетическое восприятие городской среды и приобщение трудящихся масс, и прежде всего молодежи, к славной истории нашей Родины.

В будущем архитекторам, художникам, скульпторам, работающим для столицы, необходимо в тесном творческом сотрудничестве создавать произведения подлинного искусства в любом пространстве — города, улицы, ландшафта.

Именно такая коллективная дружная работа единомышленников обеспечит создание прекрасных произведений монументального искусства, которые значительно обогатят Москву новыми достопримечательностями и изменят ее облик.

Данная статья о Москве советской: история планировки и застройки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *